17 октября 2023 года в ГБУ ВО РИАЦОКО состоялся онлайн-семинар по теме «Результаты критериального оценивания ВПР по итогам перепроверки ВПР 2023 года».
Мероприятие было организовано для представителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, методических служб, а также администрации общеобразовательных организаций, принявших участие в перепроверке всероссийских проверочных работ в 2023 году.
Обновление ФГОС, появление федеральных образовательных программ и другие изменения в нормативно–правовой базе общего образования повлекли за собой значительные перемены в системе школьного обучения. Особое место среди нововведений занимает оценка результатов обучения, ориентированная на управление качеством образования. В Письме Минпросвещения РФ от 13.01.2023№ 03 – 49 «О направлении методических рекомендаций» выявлена сущность критериального оценивания как процесса сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования. Например, в качестве критериев могут выступать планируемые учебные умения – как предметные, так и метапредметные.
В начале вебинара О.А. Беляева, заместитель директора ГБУ ВО РИАЦОКО, продемонстрировала результаты критериального оценивания ВПР по итогам перепроверки ВПР 2023 года. Основные акценты были сделаны на анализе проблем и достижений при выполнении заданий по русскому языку и математике в 5–6-х классах.
Вопросы оценивания заданий ВПР по предметам «Русский язык» и «Математика» в соответствии с критериями, разработанными специалистами Федерального института оценки качества образования, были представлены независимыми экспертами по проверке всероссийских проверочных работ – А.С. Малаховым, К.М. Богровой, И.В. Сидоровой. Эксперты разобрали специфику заданий ВПР, подчеркивая их качественные особенности, сделав отдельный упор на проблемных заданиях, и ознакомили со способами и технологиями выполнения данных заданий.
Касательно количественного содержания критериев оценивания ВПР, присутствующие эксперты отметили следующее:
— оценивание определяется баллами, или уровнями достижений, и соответствующими им описаниями, поясняющими уровень достижений по конкретному критерию;
— высший балл по каждому из критериев отражает уровень, которого ученики действительно могут достигнуть или уже достигли;
— чем больше будет критериев оценки, тем большего успеха ребенок сможет достигнуть в учебе.
Критериальное оценивание работ обучающихся ориентировано, прежде всего, на достижение планируемых результатов, и создает эффективную возможность обратной связи учитель – ученик. При этом, ребенку важно не просто получить оценку, но и узнать почему – что получилось хорошо, а над чем стоит поработать.
Возрастающая роль критериального оценивания в системе современного образования заключается в том, что критериальный подход способствует развитию у школьников критического мышления. Знание и понимание педагогами критериев оценивания способствуют формированию у обучающихся объективной самооценки, помогает им осознать прогресс обучения и в целом повышает учебную мотивацию.
По результатам мероприятия участники выразили благодарность за проведение семинара.
Ожидается, что эта встреча повысит объективность оценивания всероссийских проверочных работ в школах Владимирской области.