Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
Дата
13.01.2024
Версия для слабовидящих
newspaperАктуально
Родителям в помощь: как помочь ребенку, чтобы он начал лучше учиться

Родителям в помощь: как помочь ребенку, чтобы он начал лучше учиться

9 августа 2022
Родителям в помощь: как помочь ребенку, чтобы он начал лучше учиться

За окном август, многие родители выбирают правильный путь — «мы дадим детям еще отдохнуть». И не загружают их бесконечным повторением пройденного. Мы вас в этом поддерживаем, но расскажем, чем все-таки желательно заняться летом, чтобы помочь ребенку развить функциональную грамотность, а значит учиться лучше.

Для начала напомним, что мыслить функционально — это значит обладать набором навыков, которые позволяют человеку, оказавшемуся в ситуации выбора, подключать логику, изобретательность, находить неординарные решения. Умение не теряться в сложном положении, разбираться в различных областях жизни (от здоровья и путешествий до финансов), развивать навыки общения, взаимодействовать с конкретными людьми и с миром в целом — всё это позволяет человеку состояться в настоящем, а главное — в будущем. Теперь к тренировкам!

Нестрогая дисциплина

Функциональная грамотность — это не строгая дисциплина, в которой однажды полученные знания останутся актуальными на всю жизнь. Современное образование ориентировано не на зазубривание, а на то, чтобы сделать содержание предметов интересным, научить школьника пользоваться полученными знаниями и применять их за пределами школы, в реальной жизни. Как помочь ребёнку увлечься делом, которое в период летних каникул уж точно кажется не самым важным?

Позволяйте учить себя

Выход только один: родителям нужно присоединиться к этому процессу, увлечься самим и собственным примером незаметно заинтересовать ребенка, используя любые дипломатические ходы, маленькие хитрости:

·                                                                                                                                                                                                                                                                       не бойтесь выступить в роли ученика, который нуждается в совместном разборе ситуации и совместном принятии решения. Вместе ищите и оценивайте информацию, вместе читайте, вместе рассматривайте иллюстрации;

·                                                                                                                                                                                                                                                                       включайтесь в диалог, позволяйте учить себя: попросите ребенка растолковать вам сложную тему. Это даст ему возможность утвердиться в собственных силах, укрепит его самооценку, убедит в значимости его мнения для вас;

·                                                                                                                                                                                                                                                                       если вы видите, что ребёнок затрудняется, незаметно «подбросьте» ему гипотезу, а потом не забудьте удивиться его находчивости и поблагодарить за то, что выручил вас, подсказав правильный оригинальный ход;

·                                                                                                                                                                                                                                                                       помните, что ребёнок не меньше взрослого нуждается в отдыхе, поэтому перегружать его академической деятельностью в каникулы не стоит.

Такой диалог важен для обеих сторон. Понятие комфорта для ребёнка начинается именно с общения: он должен чувствовать, насколько он важен, значим для родителей, насколько приятно родителям просто быть рядом и жить его жизнью.

Разговаривайте о жизни

Занятия по функциональной грамотности должны стать совместными для родителей и детей, комфортными, интересными, напоминающими игру. От того, насколько удачно и естественно вам удастся выстроить диалог, зависит и конкретный результат, и отношение ребёнка к учёбе в будущем.

Не пытайтесь решать все подряд сборники задач по функциональной грамотности. Попросите ребенка познакомить вас с перечнем заданий на лето. Подумайте, как распорядиться этим материалом. Читайте вместе. Помните, что литературу называют «человековедением»: книги — это по-разному сформулированная информация о жизни и людях, о ситуациях выбора и испытания, но все они — о человеке и мире, который его окружает. Говорите не только о содержании, спросите его:

·                                                                                                                                                                                                                                                                       Какие слова показались тебе самыми важными в тексте и почему?

·                                                                                                                                                                                                                                                                       Ты считаешь так же, как герой (автор)? Почему? Во всём ли ты согласен с героем?

·                                                                                                                                                                                                                                                                       Как ты думаешь, могла ли такая ситуация произойти в жизни или это бывает только в книжках? Почему? Как бы ты повёл себя в такой ситуации?

·                                                                                                                                                                                                                                                                       Мог бы ты завершить произведение иначе? Как? Почему бы ты хотел предложить свой финал, своё развитие событий?

·                                                                                                                                                                                                                                                                       Какую книгу из всех прочитанных ты бы порекомендовал прочитать всем? Почему?

Важно, чтобы ваши беседы не дублировали школьную методику: разговаривайте о жизни, рассматривайте текст, а ещё лучше — подберите для ребёнка хорошо иллюстрированную книгу, чтобы можно было сравнивать иллюстрации и текст, проводить параллели.

Мы не случайно столько внимания уделяем чтению: с одной стороны, этот процесс по плечу каждому родителю, а с другой — читательская грамотность — основа функциональной грамотности в целом. Мы окружены текстами разной природы: вывески магазинов, карты-схемы, книги и интернет-ресурсы, реклама и прочее — это всё разного рода тексты, явный и скрытый смысл которых может постичь только грамотный читатель.

Вместе учитесь искать информацию

С младшим школьником можно вместе разбираться в путешествиях героя книги, выстраивать маршрут передвижения на карте, рассматривать географические атласы, описывать путешествия словесно (что развивает и воображение, и логику), изучать информационные табло, рассчитывать время на поездку, разбираться в навигации по сайтам — то есть искать простейшие, но важные способы работы с информацией.

Дайте подростку высказаться

Школьники среднего звена требуют других подходов. Сложность в работе с этой возрастной группой заключается в том, что ребёнок ищет способы локализации своего мира, выстраивания своей вселенной если не по собственным законам, то по правилам, усвоенным в общении с друзьями или в сети. В этот момент мы просто обязаны быть рядом, учить разбираться в потоке информации, видеть скрытые смыслы и отсекать ложь, не допускать речевой агрессии, не поддаваться на провокации, отличать факты от мнений.

Переключайте его внимание на интересные ресурсы, попросите найти сайт города, вуза, школы, киностудии, известного музея, спортивной команды и т. п. Поговорите о способах трансляции информации, о том, какие из них школьнику кажутся эффективными, а какие он бы изменил и почему. Вместе ненадолго «задержитесь» на какой-нибудь страничке и переходите дальше, чтобы сохранялся эффект недостаточности, чтобы уже потом, без вашего участия, ребёнок захотел глубже погрузиться в фактически отобранный вами намеренно материал.

Научите школьника средних классов отбирать ключевые слова, словосочетания и фразы в тексте — это предельно важный навык при работе с информацией. Помните, что позиция формируется в диалоге. Просите его высказываться, вступайте с ним в полемику, выслушивайте его аргументированное мнение до конца, даже если оно не совпадает с вашим.

Самый важный результат — счастье наших детей, обусловленное их жизнеспособностью, умением трезво оценивать ситуацию, быть уверенными в сегодняшнем и завтрашнем дне. Функционально грамотному человеку все это дается немного проще!

Полезные ресурсы: чтобы лучше понять, что такое функциональная грамотность, как она формируется и как оценить ее уровень, можно воспользоваться Библиотекой «Московской электронной школы», где размещена целая коллекция полезных материалов.

Назад

Контактная информация

Юридический адрес: 600017, г. Владимир, ул. Михайловская, д.47; 
600017, г. Владимир, ул. Михайловская, д.47, корп. 2

Почтовый адрес: 600009, г.Владимир, а/я 18
E-mail: general@riacoko33.ru
Телефон: 8 (4922) 53-02-65
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
График приема граждан

Оставить сообщение