С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании». Они затрагивают процедуру проведения государственной аккредитации образовательной деятельности, обеспечивая ее упрощение, прозрачность критериев, снижение нагрузки на образовательные организации, оптимизацию трудозатрат, связанных с регулярным проведением аккредитации.
Аккредитационные показатели, утвержденные по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки приказом Министерства просвещения Российской Федерации, учитывают особенности оценки образовательной деятельности с учетом качественных и количественных показателей.
При получении государственной аккредитации школами по образовательным программам разного уровня должны учитываться следующие показатели:
- соответствие требованиям ФГОС структуры и содержания образовательных программ, а также результатов обучения;
- доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории;
- доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по профилю преподаваемого учебного предмета за последние 3 года;
- обеспеченность каждого обучающегося учебниками из федерального перечня, наличие электронных библиотек;
- результаты оценки качества подготовки обучающихся.
Каждому показателю присвоен удельный вес в баллах.
В аккредитационных показателях по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – СПО) принимается в расчет доля работников из числа руководителей и (или) работников организации, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы, доля обучающихся, успешно выполнивших задания диагностической работы в ходе оценивания их достижений по заявленной образовательной программе. Кроме того, принимается во внимание наличие в образовательной организации электронной информационно-образовательной среды и внутренней системы оценки качества образования.
Аккредитация становится бессрочной, но вводится аккредитационный мониторинг, который позволяет осуществлять постоянное и систематическое наблюдение за качеством обучения.
Аккредитационные показатели для целей государственной аккредитации образовательной деятельности общеобразовательных организаций частично используются при проведении аккредитационного мониторинга и при проверках образовательных организаций. Также аккредитационный мониторинг учитывает долю выпускников, получивших допуск к государственной итоговой аттестации по итогам обучения в 9-ых и 11-ых классах, и долю выпускников, не набравших минимальное количество баллов по обязательным предметам при прохождении ГИА-9 и ГИА-11.
Согласно аккредитационному мониторингу образовательных организаций СПО качество образования должно оцениваться по наличию электронной информационно-образовательной среды, участию обучающихся в оценочных процедурах, проводимых в рамках мониторинга системы образования, показателю трудоустройства выпускников в течение года после окончания обучения, результатам демонстрационных экзаменов. При проведении проверок профессиональных образовательных организаций выделяются два показателя:
1) качество подготовки студентов, оцениваемое с помощью диагностических работ;
2) наличие внутренней системы оценки качества образования.
Приказы Министерства просвещения об утверждении аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и образовательным программам СПО действуют до 31 августа 2025 года.