Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности Функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
Функциональная грамотность предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В соответствии с распоряжением Департамента образования Владимирской области от 03.02.2022 № 62 «О проведении регионального мониторинга по оценке функциональной грамотности обучающихся 8, 9 классов общеобразовательных организаций Владимирской области в 2022 году» 16 февраля 2022 года был проведен региональный мониторинг по оценке функциональной грамотности обучающихся Владимирской области при содействии «Регионального информационно-аналитического центра оценки качества образования», сотрудниками которого обеспечивалось организационно-техническое, консультационное, информационно-методическое сопровождение.
Цель Мониторинга: определение уровня функциональной грамотности обучающихся, а также информирование всех участников образовательного процесса о результатах мониторинга для принятия своевременных управленческих решений.
В Мониторинге приняли участие 997 обучающихся 8-х классов и 992 обучающихся 9-х классов из 55 общеобразовательных организаций Владимирской области из 21 муниципалитета. В выборку вошли представители разных видов общеобразовательных организаций Владимирской области: лицеи/гимназии, городские (крупные и средние) и сельские (средние) школы, малокомплектные ОО (сельские).
Обучающиеся выполняли работу по трем видам компетенций:
1. естественнонаучная грамотность;
2. математическая грамотность;
3. читательская грамотность.
Следует отметить, что в 4-х муниципалитетах области (г. Гусь-Хрустальный, г. Ковров, Муромский и Собинский районы - 19% от общего количества муниципалитетов, принявших участие в Мониторинге) показатель среднего процента выполнения работы по всем направлениям грамотности выше регионального.
По результатам Мониторинга оценки уровня сформированности функциональной грамотности по трём направлениям у обучающихся 8-х классов можно сделать следующие выводы:
- по читательской грамотности 47% участников продемонстрировали повышенный и высокий уровень, при этом 18% восьмиклассников выполнили работу на уровень ниже среднего;
- по математической грамотности только 25% обучающихся показали уровень выше среднего, 34% участников набрали баллы в интервале низкого уровня), 10% восьмиклассников продемонстрировали функциональную неграмотность в части математической компетенции;
- в то же время по естественнонаучной грамотности 36% обучающихся показали уровень выше среднего, 26% участников набрали баллы в интервале низкого уровня, 6% восьмиклассников продемонстрировали функциональную неграмотность.
Таким образом, наибольшие сложности у обучающихся 8-х классов возникли при выполнении заданий по математической грамотности. По итогам диагностики у части обучающихся отмечены дефициты в осмыслении прочитанного, в умении выделять главный вопрос в задаче и в записи ответа на задание. Самые низкие результаты вызваны отсутствием умения интерпретировать математическую проблему, проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
При сопоставлении значений уровня сформированности функциональной грамотности по трём направлениям у обучающихся 9-х классов по видам грамотности следует отметить, что:
- по читательской грамотности 31% участников продемонстрировали повышенный и высокий уровень, при этом 24% девятиклассников выполнили работу на уровень ниже среднего;
- по математической грамотности 57% обучающихся показали уровень выше среднего, и только 13% школьников набрали баллы на уровень ниже среднего;
- по естественнонаучной грамотности 37% девятиклассников справились с работой на максимальные 8 -13 баллов; 29% участников продемонстрировали уровень ниже среднего
Таким образом, по результатам анализа можно сделать вывод, что наибольшие сложности у обучающихся 9-х классов возникли при выполнении заданий по читательской грамотности.
Вопрос формирования читательской самостоятельности школьников, что предполагает наличие умения работать с текстовой информацией, является весьма актуальным. Проблемы с чтением влекут за собой и проблемы в изучении всех учебных предметов. Чтобы компенсировать этот недостаток, в ходе изучения всех предметов учебного плана должна проводиться работа по формированию и развитию навыков смыслового чтения.
Проведённый анализ результатов мониторинга по оценке уровня сформированности функциональной грамотности по трём направлениям (читательская грамотность, естественнонаучная грамотность и математическая грамотность) у обучающихся 8 и 9 классов позволяет подвести итог:
- при выполнении работы по читательской грамотности затруднения вызывали задания, направленные на проверку таких умений, как делать выводы на основе сравнения данных; использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний; оценивать полноту, достоверность информации, содержащуюся в одном или нескольких текстах; делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста; понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею текста);
- при выполнении заданий по естественнонаучной грамотности участники столкнулись с трудностями, которые свидетельствуют о недостаточной практикоориентированности содержания естественнонаучного образования; сложности вызвали задания, проверяющие умения распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления; применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления, а также анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
- участники Мониторинга по математической грамотности не смогли выйти за пределы привычных для них учебных ситуаций и применить свои знания для решения задач, включённых в работу; трудности возникли при выполнении заданий, направленных на умение использовать формулу площади круга для решения задач, использовать прямо пропорциональную зависимость величин, проводить округление до заданного разряда, а также использовать формулу длины окружности, проводить округление по смыслу;
- причины невысоких результатов по направлениям функциональной грамотности у обучающихся 8 и 9 классов, участников Мониторинга, могут быть связаны с тем, что в процессе обучения школьники практически не получили опыта выполнения заданий междисциплинарного характера, так как развитие общеучебных умений осуществляется преимущественно в границах учебных предметов; обучающиеся редко оказываются в жизненных ситуациях (в том числе моделируемых в процессе обучения), в которых им необходимо решать социальные, научные и личные задачи.
Учитывая все вышесказанное, по результатам мониторинга функциональной грамотности обучающихся 8, 9 классов общеобразовательных организаций Владимирской области были даны рекомендации педагогам:
• проанализировать достижения обучающихся по каждому виду функциональной грамотности (читательской, математической и естественно-научной);
• скорректировать рабочие программы и усилить работу в области формирования универсальных умений в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
• эффективнее использовать потенциал современных образовательных технологий, отдельных методик, приемов и стратегий, формирующих метапредметные результаты и способствующих развитию функциональной грамотности;
• при организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся руководствоваться методическими рекомендациями по каждому виду функциональной грамотности, разработанными сотрудниками ГАОУ ДПО ВИРО;
• принять участие в мероприятиях по обмену опытом в части формирования и оценки функциональной грамотности на уровне муниципалитета.